Противостоять злу

Изображение мультипликационного крота часто используется болельщиками футбольного клуба «Шахтёр» (Донецк), так как болельщиков клуба называют «кроты».

Часто говорят что Кротик был социалистическим ответом западному Микки Маусу.

Фигурка Кротика, который вызывает улыбку и приносит радость детям во всем мире, родилась в 1954 году, а первый фильм был выпущен в 1956 году. Откуда он все-таки взялся?

Об этом при жизни рассказывал в интервью «отец» Кротика Зденека Милера.

— Пришел ко мне мой завлит и сказал: «У меня для тебя есть очень хорошая тема — называется она: «О полотняной рубашке». Это был рассказ о том, что надо сделать, чтобы соткать полотно. Он мне не очень нравился, так как там были сплошные машины, это было скучно и не для детей. Я сказал: «Ну ладно».  И взял эту тему, а про себя подумал: «Что-то выкину, что-то оставлю». Надо было придумать фигурку, которая бы всю эту историю рассказывала. Но Дисней уже все сделал, и для меня ничего не осталось… Мне хотелось сделать какую-то новую, но только не собак или мышей. Я все думал, думал, но ничего мне не приходило в голову, а время бежало, прошла одна неделя, вторая, — и все ничего, я уже впадал в отчаяние и так решил пойти прогуляться в лес. Гулял я допоздна, и все ничего. Вдруг, выходя из леса, я споткнулся, упал и думаю: « Интересно, обо что я все-таки споткнулся, смотрю назад — а там бугорок, который кроты делают, когда вылезают на поверхность. Вот это хорошая идея — Кротик.

Однако Кротик Зденека Милера совсем не похож на маленького слепого зверька с лапками, как лопатки, он, наоборот, живой, с большими умными глазками.

— Я вытащил атлас, нашел крота, он мне не очень понравился, но я все равно подумал, что это животное можно обработать, и начал рисовать. Рисовал я 2 недели, месяц — до тех пор, пока не вышел из этой фигурки сегодняшний Кротик. В первых фильмах у него длинненький носик и усики, которые я постепенно убрал. Я также сделал ему глаза. Настоящий крот — слепой. Он, скорее всего, действительно очень мало видит, но я ему сделал глаза, я говорил себе: «Ничего не поделаешь, у фигурки должны быть глаза — иначе она не будет играть». Так что Кротик постепенно изменялся и превратился в мальчишку, который живой, который всем интересуется и с которым приключаются всевозможные истории.

Куда девались штанишки?

Вы помните мультик, когда Кротик собирает различные вещи и ему некуда их положить? И вдруг он видит, что на бельевой веревке сушатся штаны с большими карманами. Такие красивые штанишки, и с таким трудом он их получил, но в других сериях штанишки исчезли. Куда? Может, он их потерял?

— Я их потом рисовал еще во втором фильме — «Кротик и автомобиль», но потом я от них отказался, так как для художников-мультипликаторов это было слишком большой работой. Первый фильм был только про штанишки, и он был уже закончен, и в других они ему уже были не нужны.

Почему не рзговаривает Кротик

— Это было так. В первой серии Кротик говорит, там у меня был очень хороший парнишка — первоклассник, и он наговорил текст, объясняющий, каким образом можно соткать полотно. Но после этого Кротиком заинтересовались зарубежные фирмы и студии. В то время был уровень дубляжа очень низкий, поэтому мы от этого отказались. Так что все серии Кротика пантомимические, остались только самые необходимые звуки, как, например, смех, плач и отдельные слова, помогающие Кротику развернуть действие.

У Кротика очень широкий диапазон всяческих стонов, визгов, откуда они?

— Это мне очень повезло, так как в то время, когда я делал первых Кротиков, мои дочки были маленькие. У них были очень красивые голоса, и они очень хорошо смеялись. Мне везло, так как мне всегда удавалось их «расколоть», и когда они смеялись или плакали, я это записывал, и эти звуки у нас сохранились, потому что чего-то лучшего, несмотря на то, что я старался, мне никогда не удавалось найти.

Как рождается фильм?

— Сначала у меня должен быть рассказ, на его основе я делаю рисованный сценарий. Это обычный процесс у мультфильмов. Так что сначала рассказ, потом вы его переводите в мультипликационный сценарий: это картинки в отдельных сценах, и каждая сцена разрисована так, что если вы посмотрите на такой сценарий, вам уже не нужен никакой текст. Вы все поймете по рисункам.

Дисней

— То, что я приобрел от Диснея, — это была главным образом мультипликация. Все фигурки, которые он делал, по крайней мере, в своих первых фильмах, были живые. Они там «играли», и это было самое большое искусство, когда у вас есть рисунок и вы можете придать ему движение. Вы сможете ему дать жизнь. Это то, что зритель ценит, так как он потом живет с этой фигуркой.

Кротик и Россия

Кротик, как лягушка-путешественница, побывал в очень многих странах, в том числе и в России. А чешских детей взамен навестили заяц и волк из мультфильма «Ну, погоди!».

— Я думаю, что это очень хорошо сделанные мультфильмы, но они в стиле Диснея. Если бы никто не знал, что это сделано в России, можно было бы подумать, что это сделал Дисней, так как там действительно игра, там напряжение и движение. Но все это находится под сильным влиянием Диснеевских работ.

А кто еще?

Зденек Милер — не только автор Кротика, но и другой известной фигурки.

— Это был щенок. Я его делал параллельно с Кротиком, но это была такая дидактическая фигурка, которая детям показывала, каким образом, что и как в природе происходит. Так, например, круговорот воды, как рождаются лягушки, как пчелы ищут мед. Это были 3 рассказа. Потом была еще одна фигурка — кузнечик. На кузнечике я сотрудничал с ФРГ, они меня во всем поддерживали. Кузнечик получился восьмисерийный, и я эту фигурку очень любил. Так как он со скрипкой просто колдовал, и каждая серия, в меньшей или большей степени, — чудо с этой скрипкой.

Что Кротик говорит детям?

«Я изначально эти фильмы делал для детей. Я хотел, чтобы дети посредством моих фильмов получили чувства, чтобы в них это развивалось, так как это очень важно для маленького ребенка, уметь чувствовать. Жизнь ребенка, который наполнен добрым чувством, развивается абсолютно иначе, чем жизнь ребенка, который эмоционально страдает, если мама его не погладит, если он не ходит в театры, где какие-то красивые вещи, так как ребенок нуждается в красивых вещах. Мир полон зла, и я хотел этому противостоять. Поэтому я сделал все эти фильмы такими, чтобы они были милые, веселые, чтобы дети смеялись и не боялись, и, в конце концов, чтобы чему-то научились.

Моника Чевелова, radio.cz

 

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс