На авиапром предложили выделить из бюджета 1,7 триллиона рублей

Государственная программа по развитию авиационной промышленности до 2025 года, разработанная Минпромторгом, потребует 1,7 триллиона рублей бюджетных средств. Документ был направлен на согласование в профильные ведомства еще в конце прошлого года, в 2012 году его предстоит утвердить в правительстве.

Подготовленная программа описывает основные задачи отрасли до 2025 года. По планам Минпромторга, российское самолетостроение должно занять десять процентов мирового рынка, а вертолетостроение — 27-30 процентов. Кроме того, доля отечественных сборщиков и поставщиков в стоимости российских самолетов должна достичь не менее 70 процентов.

Для сравнения, в начале 2011 года Минпромторг прогнозировал, что доля России на мировом рынке гражданских самолетов к концу 2012 года составит около четырех процентов, а на рынке гражданских вертолетов — около пяти процентов.

Минпромторг предлагает сделать упор на развитии гражданского самолетостроения, которое частично может финансироваться за счет доходов от строительства и продажи военных самолетов. В частности, ведомство предлагает отдать приоритет проектам Sukhoi Superjet и МС-21. Но, по подсчетам министерства, эта продукция сможет занять только 6,6 процента мирового рынка. Поэтому чиновники предлагают запустить программу «Самолет-2020», в рамках которой будут создаваться новые продукты, включая самолеты малой авиации.

В документе отмечается, что на финансирование проектов Sukhoi SuperJet и МС-21 до 2015 года необходимо тратить ежегодно около 10-15 миллиардов рублей. В то же время, на реализацию текущих проектов Ту-204СМ и Бе-200 планируется тратить по 37 миллионов рублей в 2012-2013 годах, после чего закончить их господдержку.

Для развития отечественного авиапрома Минпромторг планирует сохранить максимально возможные для ВТО пошлины на иностранные самолеты (7,5 процента — для широкофюзеляжных, 12,5 процента — для узкофюзеляжных и 8 процентов — для региональных).

Для вертолетостроительной отрасли до 2016 года запланировано создание нового легкого вертолета, а также открытие центров по производству отдельных компонентов и центров послепродажного обслуживания техники на Ближнем Востоке, в Азии и Латинской Америке.

Кроме того, с 2016 по 2020 год должны начаться массовый вывод на рынок гражданских вертолетов Ми-38, Ка-62, Ми-171А2. Также запланирована разработка перспективной вертолетной техники, среди которой скоростной вертолет с крейсерской скоростью до 350-450 километров в час (в 1,5-2 раза больше, чем у обычного Ми-8).

Изначально планировалось, что программа будет подготовлена еще к апрелю 2011 года. Но концепция, предложенная Минпромторгом, не устроила правительство из-за отсутствия программных мероприятий и несоответствия бюджету. В 2011 году на поддержку авиапрома выделили из бюджета около 70 миллиардов рублей.

Lenta.ru