Девелоперы идут в регионы

Торговые операторы, а вслед за ними и девелоперы, ведут активную экспансию регионов. Как первые, так и вторые стараются не только увеличить число торговых объектов в городах своего присутствия, но и войти в новые регионы. Этот тренд, наметившийся еще в 2011 году, продолжит свое развитие в 2012.

Подведя итоги 2011 года, аналитики констатировали низкие показатели прироста предложения торговых площадей в Москве. Безусловно, дефицит наблюдается, но основными причинами прихода девелоперов в регионы являются: ограничения на строительство в центре Москвы и оживление рынка после кризиса. Во многих региональных городах было возобновлено строительство объектов, «замороженных» во время кризиса, анонсированы новые проекты. Интерес девелоперов к регионам активно подогревается возрастающим спросом на качественные объекты коммерческой недвижимости.

Навстречу друг другу

Строительство коммерческой недвижимости наблюдается не только в городах-миллионниках, но и в городах с населением от 500 000 человек. Сейчас как никогда и арендаторы, и население обоюдно заинтересованы в появлении новых качественных объектов торговой недвижимости. Покупательская способность граждан возросла, и торговые операторы в этом не сомневаются, поэтому планируют свою экспансию в регионы. Однако отсутствие качественных торговых площадей — существенная преграда для реализации желаний населения и планов ретейлеров. На помощь и тем, и другим приходят девелоперы, которые конкурируя друг с другом, анонсируют высококачественные торговые площади, способные удовлетворить существующий спрос.

Город городу рознь

Успех проекта будет главным образом зависеть от того, насколько девелопер учел ситуацию в городе и правильно выбрал стратегию развития. Есть города с довольно хорошо развитым рынком торговой недвижимости, к таким относится Краснодар. Первые качественные торговые центры появились в столице Кубани в 2004 году, и на данный момент рынок близок к насыщению. А есть города, в которых рынок только находится в стадии формирования, например, Сочи. Соответственно, подходы к развитию проектов в таких регионах будут разными.

Операторы стремятся повысить эффективность своих торговых сетей, поэтому отдают предпочтение качественным объектам с хорошим расположением. Именно локация — месторасположение торгового центра — может стать определяющим фактором успешности проекта. Кстати, в случае, когда в городе хорошо развит рынок коммерческой недвижимости, новый объект с лучшей локацией в городе может перехватить пальму первенства у действующих торговых центров. А если в этом ТЦ будет качественный набор арендаторов, то проект, безусловно, будет по достоинству оценен потребителями. Актуальным трендом будущих лет может стать редевелопмент действующих торговых центров, которые в нынешнем виде рискуют не выдержать конкуренции.

Чем меньше город, тем быстрее в нем может наступить насыщение рынка. Поэтому при условии создания по-настоящему хорошего проекта можно надолго занять соответствующую нишу в регионе, где рынок коммерческой недвижимости только начинает формироваться. Однако и тут есть подводные камни — менталитет жителей.

При строительстве объекта необходимо учитывать предпочтения населения. В этом случае важную роль играет дизайн проекта. Например, прозрачная крыша торгового центра — как элемент дизайна всегда встречает позитивный отклик у посетителей, однако девелопер должен просчитать все до мелочей: в южных городах, где много солнечных дней прозрачный купол должен быть спроектирован таким образом, чтобы он мог пропускать свет и задерживать тепло, иначе это создаст неудобства для потребителей. Главным ориентиром для собственника при принятии решений должна служить идея о комфорте для посетителей его будущего проекта. Девелоперы должны обладать определенной мобильностью и гибкостью, принимать критически важные решения и еще на стадии разработки концепции проекта вы можете менять устоявшиеся привычки покупателей, либо подстраиваться под них. В этих условиях большое внимание следует уделять и маркетинговой стратегии.

Жители небольших городов, привыкшие покупать одежду на местных рынках, убеждены, что покупки в торговых центрах обойдутся им в разы дороже. Необходимо приложить усилия, чтобы донести до потребителей: в торговых центрах можно покупать товары известных брендов по приемлемым ценам! Более того, большие торговые центры дают возможности выбора разнообразного ассортимента и стремятся удовлетворить потребности всех типов аудитории. Поэтому от того, насколько девелоперу удастся справиться со стереотипами и предрассудками, зависит успех его дела.

Корсакова Татьяна, руководитель дирекции маркетинга ОАО «ТПС Недвижимость», ФИНАМ

 

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс