Монополизация на российском рынке авиаперевозок будет усиливаться

По мнению экспертов, сохранение «ручного регулирования» продолжит убивать конкуренцию, что незамедлительно приведет к повышению стоимости авиабилетов.

Информационная группа Finam.ru провела онлайн-конференцию «Пассажирские авиаперевозки: передел рынка продолжается». Ее участники отмечают, что ослабить монополизацию рынка российских авиаперевозок пока не удается.

В прошлом году российский рынок авиаперевозок покинули последние лоукост-компании. В 2012 году передел российского авиарынка продолжит осуществляться в пользу крупных авиакомпаний, считают участники организованной «ФИНАМом» конференции. Так, например, аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков считает, что в результате слияний-поглощений-банкротств должно остаться всего около 30 авиакомпаний: «Парадокс в том, что, несмотря на кажущуюся дороговизну билетов — российские авиакомпании еле сводят концы с концами, закрывая год с минимальной чистой прибылью. Вывод — цена билетов вряд ли снизится, если только авиакеросин и аэропортовое обслуживание не подешевеют».

Существование на сегодняшний день лоукост-перевозчиков на российском рынке невозможно, уверены эксперты. «Дискаунтеров в ближайшие годы не ждите, — говорит главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. — Наша экономика пока к этому не готова, для лоу-коста в России нет многих условий (правовая среда не та, наземная инфраструктура не развита и т. д.). В первую очередь, нет воли и желания государства. Цены на авиабилеты полностью в руках правительства РФ, которое и дальше будет душить авиакомпании ценами на авиакеросин и другими поборами». Альтернативы ушедшим с рынка дискаунтерам государство тоже не спешит предоставлять, добавляет г-н Рожков: «Государство вряд ли захочет субсидировать авиаперевозчиков, достаточно того, что оно субсидирует пассажирские ж/д перевозки».

Отсутствие государственной поддержки и внедрение «ручного управления» уже негативным образом сказались на рынке региональных авиаперевозок, отмечают участники конференции. «В стране осталось лишь 315 действующих аэродромов (из полутора тысяч), разоренная и устаревшая наземная инфраструктура, нет новых региональных самолетов (количество старых сократилось за 3 года вдвое), отсутствие поддержки региональных авиакомпаний по обновлению авиапарка со стороны государства (пока одни обещания), умирающий авиапром, высокие цены на керосин, — говорит г-н Гусаров. — Все это пока не вселяет оптимизма. Авиации нужны и крупные хабы и маленькие аэродромы. И ничего не изменится в лучшую сторону, пока не будет воссоздана нормальная система управления отраслью с единоначалием и персональной ответственностью».

«Мне представляется, что регулирование в этой области избыточно, — не соглашается с коллегой главный редактор журнала «Авиатранспортное обозрение» Алексей Синицкий. — Чиновники и политики рассказывают сказки о том, что в Европе осталось три авиаперевозчика (на самом деле свыше 600) и упорно стараются сократить число авиакомпаний. Глобализация, слияния и поглощения — это объективные процессы, они всюду идут и в России. Но всюду, кроме России, они сопровождаются и процессами возникновения новых бизнесов».

ФИНАМ

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс