Телефон вместо денег

МТС-Банк (ранее МБРР) представил новую стратегию своего развития. В числе новинок, которые впервые будут выведены на розничный российский рынок, — SIM-карты сотового оператора МТС с технологией бесконтактных платежей NFC (Near Field Communication), привязанных к счетам клиентов в банке. Сервис планируется запустить во II квартале текущего года, сообщил председатель правления банка Андрей Шляховой.

МТС-Банк рассчитывает за счет использования сети и клиентской базы мобильного оператора МТС совершить рывок в розничном бизнесе, нарастив за пять лет кредитный портфель частным клиентам в 11 раз — до 200 млрд. рублей в 2016 году с 18 млрд. на начало 2012-го, сообщила руководитель блока «Розница» МТС-Банка Елена Воронина. В 2012 году розничный кредитный портфель вырастет почти вдвое и превысит 30 млрд. рублей.

Новая стратегия развития МТС-Банка до 2016 года предусматривает увеличение доли розницы в совокупном кредитном портфеле до 50% с нынешних 23%, сообщила Воронина. В 2012 году планируется нарастить долю розницы до 26%.

По информации Е. Ворониной, сеть офисов МТС-Банка (с учетом дочернего Далькомбанка, который в 2012 году будет присоединен к материнской структуре) в настоящее время составляет 160 точек. До конца этого года банк планирует запустить кредитные продукты во всех 4 тыс. точках продаж МТС, а также открыть 200 новых точек — совместных с мобильным оператором. К 2016 году общая розничная сеть банка и оператора связи будет насчитывать порядка 5 тыс. точек продаж, сообщила Воронина.

В свою очередь предправления МТС-Банка Андрей Шляховой заявил, что внедрение новых IT-технологий потребует инвестиций в 60 млн. долларов, а открытие каждой новой точки продаж стоит 3 млн. рублей. Прежний бренд банка — МБРР, по словам Шляхового, «потихоньку будет умирать».

Представители МТС и МТС-Банка не сообщили, сколько обновленных SIM-карт будет выпущено до конца года. Однако сотовый оператор планирует оснащать инфраструктурой по обслуживанию бесконтактных платежей свои точки продаж. Директор департамента финансовых услуг МТС Дмитрий Панфилов также напомнил, что осенью прошлого года на форуме Rusnanotech 2011 сотовый оператор и международная платежная система MasterCard подписали соглашение о развитии в России бесконтактных платежей на основе NFC. В рамках этого соглашения MasterCard способствует созданию инфраструктуры для того, чтобы благодаря высоким технологиям платить за товары или услуги можно было, просто поднеся к терминалу банковскую карту или мобильный телефон.

Инфраструктура постепенно начинает проявляться. Согласно информации MasterCard, сегодня расплатиться бесконтактно можно в 37 странах мира. Осуществлять подобные платежи стало возможно в сети аптек «120 на 80», ресторанах Subway, при покупке билетов на аэроэкспресс, в ГУМе, на автозаправках «Сургутнефтегаз» в ряде российских регионов и так далее.

Некоторые участники банковского рынка считают сотрудничество с сотовыми операторами в данном направлении взаимовыгодным. «Нам интересны проекты, связанные с NFC, в том числе с выпуском SIM-карт, поскольку это позволит как банку, так и мобильному оператору поработать с клиентскими базами друг друга, — пояснил член правления, руководитель дирекции обслуживания физических лиц Райффайзенбанка Андрей Степаненко. — Совсем не принципиально, чтобы мобильный оператор и банк были аффилированы».

Заместитель руководителя блока «Электронный бизнес» Альфа-Банка Олег Зайцевский отмечает, что Альфа-Банк и «Билайн» проводят ряд пилотных проектов по использованию NFC-технологий. «О промышленном использовании данной технологии говорить пока рано, решение будет приниматься по результатам пилотных проектов», — сообщил он.

По экспертным прогнозам, бум NFC в России случится совсем скоро, в 2013-2014 годах. При этом, как полагают участники рынка, все будет зависеть от внешней конъюнктуры.

Татьяна Терновская, Татьяна Алешкина, Леонид Чуриков, Banki.ru

Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Яндекс